Омская Губерния
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области

Список ОИВ > Министерство природных ресурсов и экологии Омской области > Минприроды

Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с ТКО

ОТВЕТЫ

НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ "ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ" СИСТЕМЫ

ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ (ТКО)

 

1.                  К кому обращаться по всем вопросам, возникающим в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО (контейнерных площадок) в реестре, их переносу, обустройству и созданию?

В России приняты Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то - на порталах субъектов РФ.

Исходя из вышеизложенного, по всем вопросам, возникающих в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО в реестре, их переносу и созданию необходимо обращаться в администрацию органа местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений администрация органа местного самоуправления должна принять решение о согласовании или отказе в согласовании создания контейнерной площадки.

Сведения из реестра мест (площадок) накопления ТКО вносятся в Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области.

 

2. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. В случае расположения контейнерной площадки на земле, которая находится в собственности муниципалитета, то обязанность по созданию и содержанию контейнерной площадки возникает у органов местного самоуправления.

Если контейнерная площадка расположена на земельном участке, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечают собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) либо организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.

 

3. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым Региональный оператор оказывает услуги потребителям по обращению с ТКО. Типовая форма договора может дополняться положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(1) Правил Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися в жилых помещениях в многоквартирных домах, - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Отмечаем, что стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчёт этого размера платы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного обращаем внимание на требование законодательства для управляющих организаций в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК:

1. Представить региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором.

3. Не позднее 10 рабочих дней до даты оказания услуг региональным оператором известить собственников в многоквартирных домах об изменении размера платы за содержание жилья.

4. После утверждения тарифа необходимо заключить договоры на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами с региональным оператором в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении.

5. Исключить из размера платы за содержание жилья стоимость услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. По требованию собственников представить документ, обосновывающий стоимость исключённой услуги.

6. Начисление за коммунальные услуги с даты начала оказания услуг Региональным оператором необходимо производить, в том числе за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.

В случаях, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается региональным оператором с каждым собственником в таком многоквартирном доме напрямую.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ в компетенцию общего собрания собственников входит принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При принятии собственниками такого решения организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ТСЖ, ЖСК освобождаются от обязанности производить начисления собственникам, производить перерасчёты, осуществлять сбор платы и производить расчёты с региональным оператором.

В таком случае в соответствии с ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ТСЖ, ЖСК в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.

На основании вышеизложенного обращаем внимание на требование законодательства для управляющих организаций в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является региональный оператор:

1. Представить региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором.

3. Направить в адрес регионального оператора имеющиеся протоколы общих собраний собственников о заключении прямых договоров с региональным оператором по обращению с отходами, в последующем направлять их по мере поступления.

4. Предоставлять информацию, необходимую для начисления платы за коммунальную услугу.

5. Не позднее 10 рабочих дней до даты оказания услуг региональным оператором известить собственников в многоквартирных домах об изменении размера платы за содержание жилья.

6. Исключить из размера платы за содержание жилья стоимость услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. По требованию собственников представить документ, обосновывающий стоимость исключённой услуги.

В соответствии с подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156, установлено, что уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

С учетом изложенного, обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки остается за организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом. В свою очередь, Региональный оператор будет осуществлять подбор оброненных при погрузке в мусоровоз твердых коммунальных отходов.

 

4. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

 

5. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты - Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

Согласно пункту 140 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Иными словами, в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более 5-ти полных календарных дней Региональный оператор обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу.

 

Однако потребителю необходимо подать в адрес Регионального оператора письменное заявление и приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. К таким документам могут относиться:

 

1) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

2) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

3) проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;

4) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

5) свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

6) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

7) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

8) иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи.

Заявление о перерасчете подается до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.

 

6. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов будет заниматься собственник земельного участка, на котором такие отходы размещены.

При этом у регионального оператора в случае обнаружения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов объемом более 1 куб. метра, возникает обязанность уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидировать место несанкционированного размещения отходов самостоятельно либо с помощью регионального оператора. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней и не соглашается заключить договор с региональным оператором, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов с собственника земельного участка в судебном порядке.

 

7. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в статье 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Единственное исключение говорится в той же статье 24.7. Закона № 89-ФЗ и делается оно для юридических лиц в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов (иначе говоря, полигоны для захоронения), расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

версия для печати