Министерство природных ресурсов и экологии Омской области

Ответы на часто задаваемые вопросы «Горячей линии» системы обращения с ТКО

1. К кому обращаться по всем вопросам, возникающим в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО (контейнерных площадок) в реестре, их переносу, обустройству и созданию?

В России приняты Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица. Документ вступил в силу с 1 января 2019 года.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то - на порталах субъектов РФ.

Исходя из вышеизложенного, по всем вопросам, возникающих в связи с отсутствием мест (площадок) накопления ТКО в реестре, их переносу и созданию необходимо обращаться в администрацию органа местного самоуправления. По результатам рассмотрения заявлений администрация органа местного самоуправления должна принять решение о согласовании или отказе в согласовании создания контейнерной площадки.

Сведения из реестра мест (площадок) накопления ТКО вносятся в Территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области.

2. Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. В случае расположения контейнерной площадки на земле, которая находится в собственности муниципалитета, то обязанность по созданию и содержанию контейнерной площадки возникает у органов местного самоуправления.

Если контейнерная площадка расположена на земельном участке, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, то за организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечают собственники помещений в многоквартирном доме (при непосредственном управлении) либо организация, осуществляющая управление многоквартирным домом.

3. За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие компании?

Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 также утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым Региональный оператор оказывает услуги потребителям по обращению с ТКО. Типовая форма договора может дополняться положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(1) Правил Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО, образующимися в жилых помещениях в многоквартирных домах, - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Отмечаем, что стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация в срок не позднее 10 дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчёт этого размера платы.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании вышеизложенного обращаем внимание на требование законодательства для управляющих организаций в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является управляющая организация, ТСЖ, ЖСК:

1. Представить региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором.

3. Не позднее 10 рабочих дней до даты оказания услуг региональным оператором известить собственников в многоквартирных домах об изменении размера платы за содержание жилья.

4. После утверждения тарифа необходимо заключить договоры на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами с региональным оператором в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении.

5. Исключить из размера платы за содержание жилья стоимость услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. По требованию собственников представить документ, обосновывающий стоимость исключённой услуги.

6. Начисление за коммунальные услуги с даты начала оказания услуг Региональным оператором необходимо производить, в том числе за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг.

 

В случаях, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается региональным оператором с каждым собственником в таком многоквартирном доме напрямую.

В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ в компетенцию общего собрания собственников входит принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При принятии собственниками такого решения организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ТСЖ, ЖСК освобождаются от обязанности производить начисления собственникам, производить перерасчёты, осуществлять сбор платы и производить расчёты с региональным оператором.

В таком случае в соответствии с ч. 11 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, ТСЖ, ЖСК в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги.

На основании вышеизложенного обращаем внимание на требование законодательства для управляющих организаций в случае, когда исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является региональный оператор:

1. Представить региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме.

2. Направить уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором.

3. Направить в адрес регионального оператора имеющиеся протоколы общих собраний собственников о заключении прямых договоров с региональным оператором по обращению с отходами, в последующем направлять их по мере поступления.

4. Предоставлять информацию, необходимую для начисления платы за коммунальную услугу.

5. Не позднее 10 рабочих дней до даты оказания услуг региональным оператором известить собственников в многоквартирных домах об изменении размера платы за содержание жилья.

6. Исключить из размера платы за содержание жилья стоимость услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов. По требованию собственников представить документ, обосновывающий стоимость исключённой услуги.

 

В соответствии с подпунктом д(2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156, установлено, что уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов являются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.

С учетом изложенного, обязанность по надлежащему содержанию контейнерной площадки остается за организациями, осуществляющими управление многоквартирным домом. В свою очередь, Региональный оператор будет осуществлять подбор оброненных при погрузке в мусоровоз твердых коммунальных отходов.

4. Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

5. Я являюсь собственником двух квартир, но живу только в одной. Почему я должен платить за обе?

Тарифы утверждает региональный орган тарифного регулирования, а порядок оплаты - Жилищный кодекс и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с этими правилами и ЖК, если у собственника несколько квартир или домов, то он должен оплачивать услугу по всем адресам, а не только там, где проживает.

Согласно пункту 140 (44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

Иными словами, в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более 5-ти полных календарных дней Региональный оператор обязан произвести перерасчет платы за коммунальную услугу.

Однако потребителю необходимо подать в адрес Регионального оператора письменное заявление и приложить документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия. К таким документам могут относиться:

1) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

2) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

3) проездные билеты, оформленные на имя потребителя, или их копии;

4) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их копии;

5) свидетельство о регистрации по месту временного пребывания;

6) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

7) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

8) иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

 

Перечень документов является открытым. Главное, чтобы такие документы подтверждали факт и срок отсутствия потребителя и были подписаны (за исключением проездных билетов) уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации (при наличии печати), имели регистрационный номер и дату выдачи.

Заявление о перерасчете подается до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.

6. Будут ли вывезены несанкционированные свалки, и что для этого требуется?

Ликвидацией мест несанкционированного размещения отходов будет заниматься собственник земельного участка, на котором такие отходы размещены.

При этом у регионального оператора в случае обнаружения несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов объемом более 1 куб. метра, возникает обязанность уведомить собственника земельного участка о необходимости ликвидировать место несанкционированного размещения отходов самостоятельно либо с помощью регионального оператора. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней и не соглашается заключить договор с региональным оператором, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием расходов с собственника земельного участка в судебном порядке.

7. Может ли собственник отказаться от заключения договора с региональным оператором?

Нет, не может. Об этом говорится в статье 24.7. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Единственное исключение говорится в той же статье 24.7. Закона № 89-ФЗ и делается оно для юридических лиц в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов (иначе говоря, полигоны для захоронения), расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

8. Занимается ли Региональный оператор сбором и вывозом опасных отходов (в том числе ртутьсодержащих ламп) с контейнерных площадок?

На сегодняшний день Региональный оператор не занимается сбором и вывозом опасных отходов (в том числе ртутьсодержащих ламп) с контейнерных площадок. Следует отметить, что законодательством не возложена такая обязанность на Регионального оператора.

Порядок обращения с отработанными ртутьсодержащими лампами определен Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, в соответствии с которыми вопросы организации сбора и определения мест первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, а также их информирования возложены на органы местного самоуправления и обязанность по сбору ламп прямо возложены на управляющие компании многоквартирных домов, а в случае их отсутствия — на органы местного самоуправления.

То есть, в соответствии с действующим законодательством управляющие компании должны найти организацию, имеющую лицензию на осуществление данного вида деятельности, которая будет заниматься сбором и вывозом таких отходов и заключить договор на оказание таких услуг. Более того, это должно быть прописано в договоре оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, который заключается между управляющей компанией и собственниками жилья.

Потребителям (юридических лица и индивидуальным предпринимателям), решая вышеуказанный вопрос, необходимо самостоятельно найти организацию, имеющую лицензию на осуществление данного вида деятельности, которая будет заниматься сбором и вывозом таких отходов, и заключить с ней договор на оказание таких услуг.

9. Предоставляет ли Региональный оператор контейнеры?

В настоящее время Региональный оператор не предоставляет контейнеры потребителям.

10. Кто несет ответственность за содержание контейнерных площадок в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов?

Согласно п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений МКД.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

В свою очередь, согласно пункту 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, транспортировщик, осуществляющий вывоз ТКО с мест сбора и накопления, обязан осуществить подбор только упавшего при погрузке мусора. В остальном необходимо руководствоваться п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

11. Как связаться с транспортной компанией ЗАО "Экос"?

35-26-61 – диспетчерская служба.

35-26-62 – диспетчерская служба.

35-26-63 – диспетчерская служба.

35-26-64 – диспетчерская служба.

35-26-69 – диспетчер по области и районам.

35-26-66 – приемная.

35-26-67 – юридический отдел.

12. Как узнать кто ответственный за вывоз на конкретном доме и к кому обращаться с претензией?

По вопросам некачественно предоставленной услуги по обращению с ТКО следует сообщать по телефону единой диспетчерской службы +7-800-25-07-499.

А также за каждым районом Омской области и административными округами города Омска теперь закреплены логисты, которым можно подать заявку в случае невывоза мусора:

13. Каким образом происходит начисление за вывоз ТКО?

Начисления за услугу "Обращение с ТКО" производятся на постоянно и временно проживающих, а в случае их отсутствия – на собственников жилого помещения, при отсутствии документа о постоянной регистрации собственника по иному адресу. Расчет ежемесячной платы для населения будет осуществлен, исходя из единого тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией Омской области для оператора по обращению с твердым коммунальными отходами на территории Омской области ООО "Магнит", места проживания (город Омск или Омская область) и сведений о количестве лиц, постоянно и временно проживающих по адресу (в случае их отсутствия – на собственников жилого помещения, при отсутствии документа о постоянной регистрации собственника по иному адресу).

14. Почему строка за мусор включена в квитанцию ООО "Омская энергосбытовая компания"?

Работу с населением ООО "Омская энергосбытовая компания" осуществляет в рамках заключенного агентского договора с ООО "Магнит".

15. Почему берут комиссию за оплату услуги по обращению с ТКО?

ООО "Омская энергосбытовая компания" не начисляет никаких комиссионных сборов и прочих вознаграждений в пользу себя или регионального оператора. Комиссия при безналичной оплате услуги будет взиматься платежными агентами в рамках условий о переводах денежных средств через свои операционные системы. Оплатить услугу без комиссии можно наличными средствами в любом клиентском офисе ООО "ОЭК".

16. Почему за оплату электроэнергии не взимается комиссия, а за обращение ТКО взимается?

Указанные затраты не предусмотрены в составе тарифа по обращению с ТКО, утвержденного региональному оператору ООО "Магнит". Таким образом, оплата услуг платежных агентов осуществляется дополнительно.

17. Как подтвердить число проживающих в квартире?

Для подтверждения количества лиц, проживающих в квартире (жилом доме), необходимо предоставить в клиентский офис ООО "Омская энергосбытовая компания", адрес которого указан в Вашей квитанции, копию лицевого счета из жилищной организации или выписку из домовой книги. Скан или фото документа можно также направить через сайт ООО "Омская энергосбытовая компания" в разделе "Обращения".

18. Какова продолжительность временного периода отсутствия по месту проживания?

Временным отсутствием по месту проживания является период отсутствия более 5 полных календарных дней подряд. При подтверждении факта временного отсутствия по начислениям за обращение с ТКО будет осуществлен перерасчет.

19. Какие документы нужны для подтверждения временного отсутствия?

Сделать перерасчет в связи с временным отсутствием можно на основании следующих документов:

- счетов за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

- справок организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал;

- свидетельства о регистрации по месту временного пребывания;

- справок о стационарном или санаторно-курортном лечении;

- справок дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающих период и место нахождения;

- копии командировочного удостоверения, а также справки или решения (приказа, распоряжения) о направлении в командировку с приложением копий проездных билетов;

- иных документов, подтверждающих продолжительность периода отсутствия.

20. Можно ли не платить за вывоз мусора, если не живешь в квартире (доме), а только прописан?

Для этого необходимо подтвердить факт проживания по другому адресу. Документами, подтверждающими, проживание по иному адресу будут являться свидетельство о временной регистрации, а также акт о проживании, составленный с участием старшего по дому и управляющей организации.

21. Я – собственник двух квартир, прописан в одной – во второй никто не живет. Придет ли квитанция за ТКО и почему?

Начисления за услугу "Обращение с ТКО" производятся на постоянно и временно проживающих, а в случае их отсутствия – на собственников жилого помещения, при отсутствии документа о постоянной регистрации собственника по иному адресу. При подтверждении факта проживания по иному адресу, начисления за пустую квартиру (дом), находящуюся в собственности, производиться не будут.

22. Куда пожаловаться, если мусор не вывозят?

Подать жалобу на ненадлежащее исполнение услуг по вывозу ТКО можно:

- на сайте регионального оператора ООО "Магнит";

- по телефонам кураторов, закрепленных за определённым районом города и области (информация о кураторах опубликована на сайте ООО "Омская энергосбытовая компания" в разделе " Обращение с ТКО" и размещена на информационных стендах клиентских офисов ООО "Омская энергосбытовая компания");

- на сайте ООО "Омская энергосбытовая компания";

- во всех клиентских офисах ООО "Омская энергосбытовая компания";

- по телефону контактного центра ООО "Омская энергосбытовая компания" +7 (3812) 79-00-10.